1730/1729 Дней/Ночей | 1 Участники |
Монастырь Святого Креста расположен в в западной части Иерусалима. Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами.
Монастырь Святого Креста и то место, на котором была построена монастырская церковь, упоминаются во многих преданиях и легендах. Они восходят преимущественно к Средним векам — эпохе расцвета монастыря, но некоторые из них намного древнее. По одному из таких преданий основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э.
Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить
иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому
иберийскому царю.
Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь
находится монастырь. Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо — то дерево, из которого
был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь.
Легенда, относящаяся к святости земли, на которой стоит монастырская церковь, не менее интересна. По легенде,
церковь была построена на месте, где выросло древо Креста. До XV века паломники могли видеть позади алтаря
монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри
капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.
О преданиях, связанных с древом Креста и монастырем, говорится в церковных источниках, в путевых заметках
паломников и описаниях Святой Земли начиная с XII века. Тем не менее известно, что первоначальная, самая ранняя
легенда относится к годам византийского владычества (IV-VII века). Впоследствии древнее предание записывалось
с новыми добавлениями, пока в XVII веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше время.
Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см.: Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в
Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.:
Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам
дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан.
Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево — пинию-кипарис-кедр.
Далее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во время царствования царя Соломона и
постройки храма, но для строительства иудейского храма не пригодилось. Балки, сделанные из него, оказались не впору
и были выброшены как проклятые и бесполезные. Позже из этих балок и был сооружен Крест Христов.
Другое древнее предание связывает монастырь Святого Креста с сосудами иудейского храма в Иерусалиме. Согласно ему, Велисарий, военачальник византийского императора Юстиниана, захвативший в 536 году Рим, вывез оттуда
сосуды, хранившиеся как военная добыча римлян, разрушивших Иерусалимский храм. Их поместили в огромной, построенной Юстинианом в Иерусалиме церкви, посвященной Богородице, которая известна как «Новая церковь». Во время персидского нашествия 614 года сосуды спрятали в монастыре Святого Креста. В 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остается неизвестным до сих пор.
Изначально монастырь принадлежал грузинской православной церкви, но с ослаблением Грузии и захватом Палестины турками, при которых происходил перераздел церковной собственности, монастырь Креста был передан на содержание греческой православной церкви. Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970—1973 годах. Сейчас принадлежит грузинской церкви
Шота Руставели — роспись по штукатурке на колонне монастыря.
Текст надписи на старогрузинском языке:
«Шоте, расписавшему это, да простит Бог. Аминь. Руставели».